Вы здесь

Пластическая реконструкция лица по черепу иеромонаха Зосимы

Владимир Филиппов


«…Здесь совершенно другой мир. Необычайно чистый воздух и красная тишина
в спокойном мерцании свечей. Суетность мира отступает уже на входе. А за
первым поворотом вдруг ощущаешь, как на тебя обрушивается Нечто более
высокого порядка, идущее, вероятно, из глубин мироздания. Таковы пещеры
бывшего Свято-Николаевского мужского монастыря, или, как его называли
в близлежащих деревнях до революции, «Николы»…»
Владимир Баклыков, оренбургский писатель и журналист

Из статьи в журнале «Русский инок» № 45-46, ноябрь 1911 г., издававшемся в Почаеве до 1917 г., в разделе: «По святым обителям» известно, что начало обители было положено примерно в 1903-05 гг. А у местных жителей сохранились предания, по которым еще до появления будущего основателя монастыря на горе были знамения в виде огненного столпа, уходящего в небо. Но сами пещеры были ископаны несколько раньше, в 1896-98 гг., как это указано в документе «Ведомость о Николаевском мужском монастыре Оренбургского уезда за 1916 г.»

Николаевский мужской монастырь

В 1909 г. указом Святейшего Синода было положено начало скита от Успенско-Макарьевского монастыря. 26 сентября 1909 г. Захарий Карцев был пострижен в монахи с новым именем – Зосима. Последовал бурный рост Николаевского скита. В 1911 г. землю пожаловал крестьянин Степан Кириллович Серяев.

На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 21 монах и 24 послушника. В монастыре имелся чудотворный список Иверской иконы Богоматери. Предания старожилов говорят, что перед грядущими бедствиями икона заплакала.

После переворота 1917 г. начались гонения на священство. В 1923 г. в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов).

В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. По рассказам старожилов села, остававшимся к тому времени 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. Судьбы бывших монахов с достоверной точностью удалось выяснить лишь частично.

Цитируем выписку из протокола тройки УНКВД Оренбургской области от 9 сентября 1937 г.

«ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ТРОЙКИ УНКВД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

9 сентября 1937 г.

СЛУШАЛИ:

Дело оренбургской опергруппы НКВД №2742 по обвинению ГУБАНОВА Георгия Ивановича, 1881 г. рожд., кулак-казак, станицы Городищенской Краснохолмского р-на, Оренбургской обл., игумен быв. Покровского монастыря.

В прошлом активный белобандит, работал в разведке генерала ДУТОВА, выдавал и сам расстреливал сторонников Соввласти.

В 1925 г. судим за контр-революционную деятельность.

Являлся одним из руководителей японской, военно-казачьей, повстанческой организации. В 1933 г. организовал диверсионно-террористическую группу, которая готовилась к террору над ответственными работниками коммунистами г. Оренбурга и отравлению водопроводов в г. Оренбурге, в момент возникновения войны. Вел шпионскую работу, собранные сведения о военном гарнизоне и авиашколе переотправлял японцам через резидента Лапшина.

ПОСТАНОВИЛИ:

  • ГУБАНОВА Георгия Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ,
  • Лично принадлежащее имущество КОНФИСКОВАТЬ.

Секретарь тройки (подпись)»

«ВЫПИСКА ИЗ АКТА

Постановление тройки УНКВД Оренбургской области от 9-го сентября 1937 года о расстреле ГУБАНОВА Георгия Ивановича приведено в исполнение 10 сентября 1937 года в 21 час.

СЕКРЕТАРЬ ТРОЙКИ (подпись)»

Место захоронения в архивных материалах не указано.

17 июля 1989 года Заключением прокурора Оренбургской области Губанов Г. И. реабилитирован.

В 1929-1930 гг. шло разрушение Николаевского мужского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Оставалось только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организовали первую в селе Покровка школу. Практически полностью была вырублена тополиная аллея, ведущая к монастырю.

Пещеры же долгое время были открытыми. По свидетельству старожилов села, ходили в них многие, и часто далеко не с благочестивыми намерениями, в первую очередь местные мальчишки. Что творилось в этом святом, намоленном месте, можно только догадываться. И это не могло остаться без последствий. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники. Местные власти рапортовали об этом в Оренбург. Там решили просто замуровать вход в пещеры, объясняя все соображениями безопасности. Осенью 1939 г. привели это решение в исполнение. Источник под горой засыпали щебнем. Таким образом было прекращено осквернение святого для православных христиан места.

Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г., по благословению правящего архиерея – митрополита Оренбургского и Бузулукского Леонтия. 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обнаружен.

Теперь этот комплекс носит название «„Святые пещеры“. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия».

(По материалам сайта: http://www.oepress.ru/index.php/sotsialnyj-okrug/330-svyatitelya-nikolay...)

В 2014 году был обнаружен фундамент разрушенного храма и в алтарной его части три захоронения. Захоронения ориентированы с запада на восток и условно были обозначены как северное, центральное и южное. Предполагалось, что в одном из них находятся останки иеромонаха Зосимы. По предварительным исследованиям возникло подозрение о том, что останки иеромонаха Зосимы находятся в центральном захоронении. По черепу их центрального захоронения была выполнена вначале графическая реконструкция лица по черепу.

Этапы графической реконструкции по черепу

Рис 1-4. Этапы графической реконструкции по черепу из центрального захоронения.

В архивах сохранилась фотография начала 20-х годов на которой изображен иеромонах Зосима, иеромонах Геронтий и еще два неустановленных человека.

фотография из архива

Фото 1. Сохранившаяся фотография из архива. Крайний слева Иеромонах Геронтий, второй слева – иеромонах Зосима.

При сопоставлении изображенных на фотографии людей и графической реконструкции обнаружено сходство реконструкции и изображения иеромонаха Зосимы.

Сопоставление лица и фрагмента фотографии иеромонаха Зосимы

Рис. 5-6. Сопоставление графической реконструкции лица по черепу из центрального захоронения и фрагмента фотографии с изображением иеромонаха Зосимы.

По черепу из центрального захоронения была изготовлена гипсовая копия и произведена пластическая реконструкция лица по черепу.

Пластическая реконструкция лица по черепу

Фото 2, 3. Пластическая реконструкция лица по черепу из центрального захоронения.

Графическая и пластическая реконструкции лица по черепу выполнены начальником ГБУЗ Бюро СМЭ Оренбургского министерства здравоохранения, кандидатом медицинских наук В.К. Филипповым.

Яндекс цитирования