Вы здесь

Детям

Геннадий Бобро

Чому ми бiднi ? Бо дурнi!

Наши, уже почти взрослые, дети! Рискну и попытаюсь рассказать вам как стать богатым и счастливым. Этого вам не объяснят в школе и даже в университетах. Уверен, у вас хватит интеллекта понять этот рассказ. Без такого понимания не будет у вас завтра ни карьеры, ни виллы, ни «крутой тачки», ни принцессы или принца на белом коне. Это не сказка. Это жестокая реальность жизни.

Кто знает, почему в мире есть люди бедные, зажиточные и богатые? Ведь всегда декларировалось, что все люди от рождения имеют равные права и возможности. А в жизни мы видим, что это не так! Какая же злая сила расставляет людей по этому жестокому «ранжиру»? Оказывается, это - разная оценка обществом роли каждой социальной группы людей. Грузчик или уборщица ценятся обществом ниже врача, адвоката или министра. Следовательно, высокие посты и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть у них уровень образования и доходов. Вот мы и получили четыре главных критерия расслоения общества — доход, власть, образование, престиж.

И все. Других нет. Почему? А потому что эти критерии исчерпывают круг социальных благ, к которым так стремятся люди. Вернее, не самих благ, а путей достижения их. Вилла за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. — те социальные блага, которые всегда в дефиците и приобретаются исключительно благодаря доступу к деньгам и власти, образованию и престижу. Давайте поближе познакомимся с этими критериями. Итак: доход, власть, образование, престиж.

ДОХОД измеряется в гривнах или долларах, которые получает человек в течение определённого периода времени - месяца или года. У разных людей он разный.

ОБРАЗОВАНИЕ измеряется числом лет обучения в школе, вузах. Скажем, доктор наук имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

ВЛАСТЬ измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое человеком решение. Скажем, решения президента Украины распространяются на 48 млн. человек (выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он касается власти), а решения бригадира — на 3-5 человек. Три эти шкалы - доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди.

ПРЕСТИЖ стоит вне этого ряда, так как он субъективный, но важнейший критерий. Престиж - уважение статуса человека, сложившееся в общественном мнении. С ростом престижа растут и доходы.

С 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения США периодически проводит опрос рядовых американцев с целью определить общественный престиж различных профессий. Их просят оценить каждую из 90 профессий по пятибальной шкале: превосходное, хорошее, среднее, чуть хуже среднего, плохое занятие. В список попали практически все занятия от верховного судьи, министра и врача до сантехника и дворника. Так получили общественную оценку престижности каждого вида труда. Выстроив их от самой уважаемой до самой непрестижной, получили рейтинг профессионального престижа. К сожалению, в нашей стране таких опросов никогда не проводилось, но это не значит, что общественное мнение на эту тему у нас отсутствует.

Сравнение данных за разные годы демонстрирует устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, учёный, банкир, лётчик, инженер получали неизменно высокие оценки. Их положение на шкале по годам менялось незначительно. Верхнюю часть шкалы престижа занимают представители творческого, интеллектуального труда, нижнюю — представители преимущественно физического, малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее общественное уважение.

Люди, занимающие одинаковые позиции по четырём измерениям, принадлежат к одному социальному слою. Чередование этих социальных слоев напоминает срез земной коры, где под слоем чернозёма располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных частиц. Так же и социальный слой — он включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Не существует слоя, включающего высокообразованных людей, наделённых властью, и безвластных бедняков, занятых непрестижной работой. Богатые входят в один слой с богатыми, средние — со средними, бедные с бедными.

Мафиози, скажем, не может принадлежать к элите. Хотя у него, возможно, есть высокие доходы, высокое образование и сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Сам он может считать себя членом «высшего света». Однако ему не хватает главного — признания членов высшего слоя с одной стороны и населения — с другой. Элита никогда не признает его «своим», потому что он компрометирует всю группу в целом. Население никогда не признает мафиозную деятельность одобряемым занятием, так как она противоречит нравам, традициям и идеалам общества.

Как это было у нас прежде?

Украина в составе Российской империи, а затем и СССР, пережила не одну волну социальной перестройки. Были трагедии, рушилось социальное устройство, менялся ценностный мир, формировались ориентиры, образцы и нормы поведения, гибли целые сословия и рождались новые. И вот на пороге XXI в. мы в который раз переживаем вновь сложный и противоречивый процесс реструктуризации общества в системе мировых стандартов и ценностей. Однако сейчас мы немало знаем об этом и можем эти знания использовать себе во благо. Или не использовать.

В СССР место человека на социальной лестнице определялось исключительно объёмом делегированных ему государством прав по распределению социальных благ. Предоставлялись же эти права не по способностям, образованию или деловым качествам человека, а исключительно исходя из приближённости его к коммунистической партийной элите.

Во второй половине ХХ века в города СССР переселилось более 35 млн селян. Но массовые перемещения сельских мигрантов в города не сопровождались соответствующими изменениями социальной инфраструктуры, как в городе, так и в селе. Появилась масса «лишних» людей, социальных аутсайдеров. Потеряв связь с деревенской культурой и не имея возможности включиться в городскую, мигранты создавали типично маргинальную субкультуру, сохранившуюся и доныне. Возможно вы видели советские кинофильмы «Афоня», «Лимита», «Интердевочка»? Это про советское общество 80-х годов. Канун распада страны. Одновременное увеличение количества инженерно-технических работников ещё больше усложнило социальную структуру советского общества. В начале 80-х гг. специалисты, получившие высшее или среднее специальное образование, составляли уже 40% городского населения. Образовался парадокс: миллионы советских людей являлись буржуа по своей культуре и устремлениям, но были включены в советскую социально-экономическую систему, отрицавшую эти устремления. И вот тогда мировое сообщество, которое боялось «дикаря с большой ядерной дубиной», очень грамотно стимулировало внутренние и внешние социально-экономические и политические процессы, которые привели к развалу социально ослабленного Союза ССР.

Что происходит сегодня?

После распада СССР Украина переходит в систему рыночной экономики. Во властных структурах места советской номенклатуры заняли многочисленные группировки новой элиты, находящиеся между собой в конкурентной борьбе и зачастую профессионально неподготовленные (недостаток образования). На базе приватизированной собственности возрождается классовая структура общества. Появилась новая (она же забытая старая) «предпринимательская структура», включающая в себя крупных и средних предпринимателей, мелких предпринимателей, самостоятельных работников и наёмных работников. Формируются новые социальные группы, претендующие на высокие ступени лестницы престижа. Появились новые престижные профессии. Но вновь возникшие и потому ещё «дефицитные» в кадровом отношении сферы финансов, бизнеса, коммерции все ещё заполнены большим количеством непрофессионалов.

Изменилась роль интеллигенции в обществе. В результате сокращения государственной поддержки науки, медицины, образования, культуры и искусства произошло падение престижа работников умственного труда. Однако с грядущим реформированием этих сфер (переход, скажем, на страховую систему здравоохранения) престиж и статус их резко повысится. Началось формирование среднего класса — это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Пока ещё этот процесс слаб, поскольку общие интересы этих социальных слоев не подкрепляется их сближением в одну социально-политическую силу.

Уровень доходов является третьим существенным параметром социального «ранжирования». Он оказывает влияние на образ жизни, темпы продвижения по службе, возможность дать детям хорошее образование и т.д. Существующее расслоение молодёжи по уровню доходов оказывает негативное влияние на её образование. Этого государству допускать нельзя, так как это «блокирует» важнейший канал вертикальной миграции общества и гарантирует в будущем его деградацию и слабость. Образование должно быть абсолютно доступным всем желающим учиться. Это вопрос не политики, а безопасности страны.

Как же пробиться наверх?

Этот вопрос, наверное, стоит перед каждым, кому сейчас около 20. Очень немногие получат в наследство миллионные состояния для жизненного старта. Естественно, не могут быть унаследованы престиж и власть. Поэтому получение высококачественного образования является сегодня для молодых людей самым главным (для большинства - единственным) каналом вертикальной мобильности – очень важным «социальным лифтом», с помощью которого можно подняться в более высокие слои общества. В новых элитах получение высококачественного образования считается не только престижным, но и функционально важным. Собственник не будет держать у себя на службе человека плохо знающего своё дело — это приносит убытки. Классные специалисты, требующие лучшей подготовки, получают престижные места, больше властных полномочий и лучше оплачиваются. Как следствие, o6pазование становится все более важным фактором престижа. Все меньше оно будет зависеть от социальных характеристик семьи и все в большей мере определяться личностными качествами молодого человека. Итак, по значимости для социального роста человека критерии следует расставить так: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕСТИЖ, ДОХОДЫ, ВЛАСТЬ. И поэтому ПТУ лучше, чем ничего, колледж лучше ПТУ, университет совсем круто, но не предел. Все это я рассказал вам к тому, что ваше постоянное стремление «отдохнуть», «расслабиться», «оттянуться» мне лично понятны. Но время быстротечно, социальная конкуренция между вами огромна. И «лифт наверх» уйдёт точно по расписанию. Второго рейса для отставших не будет. Тем, кто останется внизу будет не до «оттяжек». А их детям придётся начинать ещё труднее. Итак, «оттягиваться» или пробиваться наверх? Выбор за вами. Теперь не говорите, что вы этого не знали.

Яндекс цитирования