Наш регион неоднократно становился съёмочной площадкой в связи с его специфичной архитектурной картиной и натурой, подходящей для режиссерских задумок: множество сохранившихся, хоть и не всегда в прекрасном состоянии, старинных купеческих домов, обилие каналов, речек и ериков, красота волжских берегов, экзотика полупустыни, солёные озера, рыба-рыбалка, овощи-фрукты... Всё это привлекало и привлекает многочисленные киноэкспедиции, выбравшие натурой для своих фильмов наш край и город. «Звёзды не гаснут», «Не может быть», «Ты - мне, я - тебе», «Старшина», «Скорость», «День выборов-2», всё так сразу и не вспомнишь. А фильмов уже больше десяти... Часть из них почти всегда каким- либо боком соприкасалась с нашей жизнью. Во время съемок фильма «Звезды не гаснут» (конец 60-х) меня разбудил цокот множества копыт, это под окнами нашего старенького двухэтажного купеческого деревянного дома (сохранившегося, кстати, до сей поры) по булыжной мостовой проезжала на съемку белогвардейская конница. Было интересно смотреть с высоты второго этажа на «живых белогвардейцев»...Ну, а потом мы с
одноклассниками и соседскими мальчишками бегали на недалеко расположенную съемочную площадку, где стоял грохот от выстрелов пушек и тушили киношный пожар на «рынке» в этом фильме о большевике Наримане Нариманове... Съемку сцены прогулки Олега Даля по бревнышку моя будущая жена наблюдала из окна дома своей тёти.... А знаменитый двор из этой же картины (откуда герой Пуговкина отправился на допрос) располагался (и располагается) рядом с местом съемок баталии первого фильма....
В конце 70-х - начале 80-х проходили в нашем городе съемки фильма Алексея Германа «Мой друг, Иван Лапшин» по произведению его отца – писателя и драматурга Юрия Германа, рабочее название которого в то время было «Начальник опергруппы». Весь город гудел как улей - в съёмках принимал участие Андрей Миронов, приглашают желающих для съемок в массовке. Другие участвующие в группе актеры к тому времени еще не были так известны - Андрей Болтнев, Нина Русланова... В массовку попадали и наши студенты, и даже некоторые сотрудники бюро, которые из-за съемок часто «выпадали» из привычного рабочего ритма. Съемки проводились в разных местах: на набережной Волги, где на тот период у пристани еще стояла деревянная арка; в степи напротив поселка Стрелецкий, и даже в у нас в бюро... Периодически в городе перекрывалось трамвайное движение и из обычного маршрута выпадал участок дороги, проходящий по знакомой всем астраханцам улице Плещеева. По нему старый трамвай вёз массовку с актрисой Руслановой. А герой Болтнева на мотоцикле догонял этот трамвай. Сезон в это время был не жаркий - февраль, дававший при небольших минусовых температурах совместно с местными ветрами ощущение нахождения не на юге страны, а где-то значительно ближе к северному полярному кругу. Участники съемок этой сцены заметили, что молодая актриса в таких условиях достаточно капризна и её постоянно усаживали греться в режиссерскую «Волгу». При этом Андрей Болтнев, постоянно находившийся на открытом воздухе, да еще в движении на мотоцикле, туда не допускался, устраивая перекур на улице. Несмотря на отсутствие в те времена интернета, информация до жителей от многочисленных участников массовки доходила достаточно быстро, возможно и обрастая некоторыми приукрашенными подробностями. Снималось много материала, и не весь он, как это бывает, вошел в фильм. А некоторые сцены, длившиеся долго на съемках, пролетают в фильме с быстротой молнии, с едва мелькнувшими знакомыми лицами из массовки...
Со съемками был связан один инцидент, непосредственно коснувшийся бюро. По сюжету, в степи на сильном ветру (который еще дополнительно усиливался авиационным пропеллером) происходил осмотр и погрузка трупов, роль которых первоначально по разрешению руководства играли невостребованные трупы. Но после первого дня съемок руководитель областного УВД запретил такую натуру и для дальнейших съемок статистами были выбраны добровольцы, которым в таких жёстких условиях необходимо было соответствовать указанной роли, естественно за соответствующую плату.
Мне повезло довольно тесно неоднократно пообщаться с одним из участников съемочной группы, который периодически заглядывал к нам на дежурства. Много интересного мы узнали от него и о процессе съемок, о пиротехнических работах, ну и различных киношных историй. В один из визитов он принёс нам на показ дефицитный тогда атлас Жука по пистолетам, рассказал, как они для съемок изготавливают макеты и муляжи оружия. Поразила его увлеченность и энциклопедические познания - по любому виду оружия мог сразу выдать его характеристики, страну производства и прочую инфу.
Через пару лет, когда мы всё ждали появления фильма, на нашем дежурстве снова появился наш знакомый. В это время на севере области на соленом озере проходили съемки фильма «Скорость» с Алексеем Баталовым, а он как пиротехник в них участвовал. Было интересно слушать его рассказы о дальнейшей судьбе фильма Германа. Фильм был смонтирован для рабочего просмотра с полным включением всех снятых сцен и длиною в две полноценные «западные» серии. Смотрелся он как боевик, с натуралистично снятыми сценами драк и смертей (в т. ч. с длительной сценой гибели героя А. Миронова), с полным соответствием сценарию и режиссерской задумки. Комично слушался рассказ о сцене опознания, снятой в нашей секционной - наш доблестный санитар, с неряшливо застегнутым халатом и опухшим лицом периодически вопреки сценарию вваливался в кадр, после чего рука невидимого в кадре участника съемки за брючный ремень вытаскивала его из кадра. Но после цензурных просмотров фильма и ЦУ по обрезке «нежелательных» моментов, фильм стал «куцым» и возможность его выхода на экраны пока под вопросом. На этой грустноватой ноте было завершено наше общение, поскольку его «увольнительная» со съемок заканчивалась, и надо было ехать работать.
Прошло несколько лет и ожидание фильма стало притупляться. Поэтому, когда я узнал о выходе фильма на телеэкран (а это уже был 1986 год, Харьков, Украинский ГИДУВ), то с нетерпением ждал начала показа, дав рекламу на фильм коллегам. По моему тогдашнему личному ощущению, цензура нанесла существенный удар по фильму - при первоначальном просмотре фильма ожидания не оправдались (может быть из-за ярких впечатлений рассказа очевидца первого полноценного варианта). Сцены в ряде моментов временами смотрятся как-то отрывисто, без выраженной сюжетной цепочки.... Это конечно сугубо личное впечатление. Герман есть Герман. Спасибо ему за фильм, и за то, что он всё же вышел. Он сохранил для истории много видов нашего уже достаточно изменившегося с той поры города, но фрагментарно ещё сохранившего виды, мелькающие в кадрах фильма знаменитого режиссера.....